Пение акафиста пресвятой богородице
В субботу 5-й седмицы Великого поста установлено празднование Похвалы Пресвятой Богородицы. Этот день именуется также Субботой Акафиста. Вечером 31 марта, накануне праздничного дня, в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии состоялось торжественное богослужение со всенародным пением Великого акафиста Пресвятой Богородице. На середину храма были изнесены три чтимые иконы Божией Матери — Казанская, Владимирская и «Скоропослушница».Акафист Пресвятой Богородице. Соборное пение
В субботу 5-й седмицы Великого поста Церковь празднует Богородичный праздник, который имеет собственное название — «Похвала Пресвятой Богородице». Также часто употребляется наименование «Суббота Акафиста», потому что в этот день на утрени обычно в пятницу вечером поется акафист Пресвятой Богородице. Это единственный случай в году, когда пение акафиста предписано богослужебным Уставом. Неизвестны в точности ни автор такого знаменитого песнопения, как Акафист Пресвятой Богородице, ни время его происхождения. Вероятнее всего, Акафист в составе 24 примерно одинаковых строф изначально возник как древний кондак на праздник Благовещения. Основная его тема — прославление Боговополощения.
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Этот праздник установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы [1] по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой.
В школах учат катехизису и посылают учеников в церковь; от чиновников требуют свидетельств в бытии у причастия. Но человек нашего круга, который не учится больше и не находится на государственной службе, и теперь, а в старину ещё больше, мог прожить десятки лет, не вспомнив ни разу о том, что он живёт среди христиан и сам считается исповедующим христианскую православную веру. Так что как теперь, так и прежде вероучение, принятое по доверию и поддерживаемое внешним давлением, понемногу тает под влиянием знаний и опытов жизни, противоположных вероучению, и человек очень часто долго живёт, воображая, что в нём цело то вероучение, которое сообщено было ему с детства, тогда как его давно уже нет и следа. Если мы хотим угодить Творцу молитвами и обрядами, то это значит, что мы хотим Его обмануть.